Виртуальный музей
В большой стране у каждого человека есть свой маленький любимый уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит великая Россия.
Юрий Яковлев
Здравствуйте дорогие гости! Добро пожаловать в школьный краеведческий музей филиала МБОУ Ульяновской СШ - Шандровской ОШ!
В данном разделе вы можете немного узнать о истории одного из таких маленьких родных уголков, а именно о селе Шадрово.
Село Шадрово находится в 8 км к западу от города Лукоянова. Это одно из самых крупных эрзянских сел нашего района. Первое упоминание в исторических документах относится к 1593 году. Эрзянское название – Аоре (с эрз. Аоре – свободный, некрепостной). Название связано с первопоселенцем мордвином Шандром (производное от Александра).
Находится на водоразделе между Тёшей и Алатырем. Местность достаточно холмистая. Почва всюду суглинистая. Южная часть шандровских земель более высокая и покрыта сырым суглинком. Северная часть, что лежит ближе к Тёше, почвы коричнево-серого суглинка. Самые лучшие земли находятся вблизи села, как в селе говорят, «земля помягче и потемнее».
До революции 1917 г. это был очень бедный край нашего уезда. Нижегородская губернская земская управа в одном из докладов сообщала, что у 57% крестьянских хозяйств хлеба не хватало до весны. Основной бедой крестьян было малоземелье. Крестьяне владели самыми худшими землями, а потому и урожаи были низкими. Безлошадные крестьяне часть земли отдавали за бесценок зажиточным крестьянам. Сами же уходили на заработки на лесоповал, на лесопилку. За 12-часовой рабочий день зарабатывали по 50 коп.
До 1908 года земли принадлежали баронессе Мейндорф. Она владела 1200 десятинами земли и 4406 десятинами леса. Тогда как 2-е земское общество в 209 дворов имело надельной земли 1046 десятин. Мессинг владел 340 десятинами земли и более 2000 десятинами леса. У крестьян — 240 десятин земли.
Самым значимым этапом в развитии села стал период 50-80-х годов XX века, когда местный колхоз стал передовым хозяйством области. В 70-х годах произошла существенная перестройка села. Шандрово вошло в число сел, которые должны были превратиться в поселки городского типа. Здесь были построены современные дома, дом культуры, открыта больница, построены хозяйственные дворы, мастерские. Значительный вклад в переустройство села внес председатель колхоза, Герой Социалистического труда С.С. Немцев.
Молодежь не уезжала из села, а городские жители переезжали в Шандрово на постоянное место жительства. Работать в крупнейшем колхозе района «Единство» было престижно, зарплатам колхозников мог позавидовать любой городской специалист с высшим образованием. Конечно, сейчас село по независящим от него причинам изменилось в худшую сторону. Но все равно молодые шандровцы с любовью хранят традиции и заботятся о своей малой родине.
С этой целью в школе ведется краеведческая работа, осуществляемая как на уроках истории, так и во внеурочное время в объединении дополнительного образования «Мордовская культура».
В школе создан краеведческий музей. Экспонаты музея используются на уроках истории, их копилка пополняется жителями села. В музее находятся следующие экспонаты:
Сельхоз инвентарь, на переднем плане Грабулька – это насадка на косу для кошения хлеба, на заднем плане примус, (если сравнивать с современной техникой, то это вариант газовой плиты, он работал на керосине) | ![]() |
На переднем плане Детали ткацкого станка, на заднем плане ручная прялка и гребень для чесания шерсти |
|
Прялка ножная | ![]() |
Детские лапти, на заднем плане угольный утюг(В прошлом для нагрева таких утюгов в них клали горячие угли) и керосиновая лампа | ![]() |
Кузовок с ним первой половине 20 века ученики Шандрова ходили в школу | ![]() |
Вариант повседневной одежды крестьянки в 1920-30 годы | ![]() |
Туесок из ивовой коры с ним ходили за ягодами | ![]() |
Маслобойка – пивтим парь | ![]() |
Цеп – сельхоз орудие для обмолота зерна | ![]() |
Парь – кадка в традиционной эрзянской культуре. Наиболее известной её разновидностью является «кадка для жизни» (эрз. эрямо парь), в которой девушка хранила своё приданое. В кадушках хранили холст, женские рубахи, приспособления для ткачества и вышивки. Парь изготовляли из единого ствола липы, эрзяне это дерево считали «чистым». Чурбак пилили середину выдалбливали и получался круглый сундук. Парь имеет крышку, который закрывает «замок». Парь изготавливал отец или старший брат по рождению девочки, в Саранском уезде были отмечены покупки паря для невесты свёкором. У каждой девушки был свой парь, и до свадьбы в нём формировалось приданое, поэтому он назывался «парь для жизни» (эрз. эрямонь парь), иногда его именовали одирьвань парь («невестин парь»). Выходя замуж, девушка «умирала» для семьи, в которой родилась, и все что у неё есть для жизни находилось в этой кадке. По мнению Н. И. Аношкина, заведующего отделом эрзянской культуры Лукояновского краеведческого музея:
«Эрзянская девушка, выходя замуж, должна была принести в этом сундуке всю одежду, которую будет носить до конца жизни: в доме мужа она носила в основном только то, что сшила до замужества. Поэтому парь не случайно делали из липы: это дерево не грызут мыши, оно не трескается. И значит, главное достояние невесты — её костюмы — сохранится долгие годы.» Источник ВикипедиЯ - https://ru.wikipedia.org/wiki/Парь |
![]() |
На занятиях ОДО дети под руководством учителя изучают не только историю своей нации, но и культуру: литературу, народные песни и танцы, традиции и обряды. Это позволяет детям приобщиться к национальным корням и встать на дорогу патриотизма.